Праздник! Вешнее Макошье! Мать-Земля-Именинница!
10 Травеня (Мая)
Считается, что в этот день Земля "отдыхает".
Поэтому в этот день не пашут, не сеют, не вскапывают землю и не собирают коренья на зелья, в землю нельзя втыкать колья и метать ножи, ибо кто не почитает Земли-Кормилицы, тому и она не даст хлеба не то что досыта, а и впроголодь.
Особливо чтутся во сей день Велес и Макошь — Земные заступники.
В ночь женщины плетут венки и просят у Макоши-Ярины удачи в семейной жизни.
Мужчины же всю ночь жгут костры и слушают вещания волхвов, ибо сегодня наступает равновесие между Явью и Навью, Жизнью и Смертью, Правдой и Кривдой, а посему все предсказания как никогда верны и точны.
Днём Волхвы выходят в поле, ложатся на траву и слушают Землю, дабы услышать шепот корней, которые рассказывают, что ждёт посаженное в землю в этом сезоне.
На зачине, во вспаханную борозду кладут зерно и льют пиво, приговаривая, став лицом на восток:
"Мать-Сыра-Земля!
Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота,
Оборота и лихого дела".
Повернувшись на запад, продолжают:
"Мать-Сыра-Земля!
Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие,
Во смолу горючую".
Обратившись к полудню, произносят:
"Мать-Сыра-Земля!
Утоли ты все ветры полуденные со ненастью,
Уйми пески сыпучие со метелью."
На полночь обращаются:
"Мать-Сыра-Земля!
Уйми ты ветры полуночные с тучами,
Сдержи морозы с метелями".
После каждого обращения льют пиво в борозду, а затем разбивают кувшин, в котором оно было принесено.
Когда-то в старину был и другой обычай с бороздой и зерном, после которого появляются на свет дети, но теперь, в связи с изменением нравов, обряд ограничен заклятиями на стороны света.
После заклятий жрецы, раскапывая пальцами землю и нашёптывая:
"Мать-Сыра-Земля, скажи, да всю правду расскажи, на [имярек] покажи",
гадают о будущем по приметам в земле встречающимся.
Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дёрна, присягают Матери-Сырой-Земле, обязуясь защищать её от ворогов.
Зачин оканчивается славлением:
"Гой, Земля еси родная
Земля матёрая
Матерь нам еси родная
Всех нас породила
Вспоила, вскормила
И угодьем наделила
Ради нас, своих детей
Зелий еси народила
И злак всякий напоила
Польгой беса отгоняти
И в болезнях помогати
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради полый на живот".
После зачина освящённую горсть Земли собирают в мешочки и хранят как обереги.
Хмельной пир и игрища завершают праздник.
Праздник этот был отголоском языческих верований в землю как в живое существо, когда она связывалась с образом супруги Сварога (бога неба, отца солнца и огня) и почиталась праматерью всех людей.
Во времена язычества верили, что небо словно обнимает землю и от их союза рождается все живое.
С приходом на Русь христианства священники стали бороться с языческими культами, но окончательно уничтожить их так и не удалось.
Так крестьяне чтили землю и, желая порадовать именинницу, не пахали, не боронили, не рыли ям.
Особый запрет касался вбивания в землю кольев.
Грешно в этот день работать на земле.
Земля в этот день должна отдохнуть, принять, как и всякий человек в день своих именин, поздравления, услышать добрые слова.
Отец и мать внушали своим чадам, что наступил день, когда земля-матушка именинница.
И надо её уважить.
Земля слышит каждое произнесённое нами слово, помогает человеку одолеть трудности.
На именины земли для всех одна заповедь – пахать нельзя.
От земли всё богатство.
В этот день каждый человек должен был поклониться ей,
сходя с крыльца, просить у земли прощения
«Прости меня, земля-матушка»,
ну а бабы особый обряд выполнить.
Прости, сторона, Мать-Сыра-Земля!
Как здорова земля,
так бы и моя голова была здорова.
Девушки, бабоньки да и старицы старались в этот день припасть к земле, обнять её и с особыми чувствами благодарности обратиться к ней с такими словами:
Ещё раз, моя питомая,
коснусь тебя головушкой,
спрошу у тебя благословеньица,
благословеньица со прощеньицем,
что не ширинкой тебя укрывала,
не в цветное платье обряжала,
не урязливым гребнем чесала,
а сохой-бороной рвала твою грудушку,
на заре-то я тебя лопатила,
рыла-била железными прутьями.
Прости, матушка,
прости, питомая,
прости грешную, моя кормилица!
Было в обычае устилать землю праздничными платками, полотенцами, ставить принесенное угощение: пироги, квас, пиво.
Надев на голову венки, до позднего вечера водили девоньки хороводы, шли по кругу, по солнцу, будто лебедушки плыли по заводи.
Хороводы в этот вечер были долгими, песни – протяжными.
В этот день Земля поглощает клятвопреступников и клеветников.
По народному поверью, только дважды в год, 25 декабря и 10 мая, мать – сыра земля могла разверзнуться и за ложь, за ложную клятву или за лжесвидетельство.
Больше всех ждали этот день женщины, на которых обрушилась недобрая несправедливая молва – бесчестье хуже смерти.
Оклеветанная с причетом и с просьбой обращалась к матери – сырой земле заручиться за неё и плела большой венок.
Над венком она клялась, что ни в чём не повинна.
Затем при всем честном народе женщина вступала вовнутрь венка и просила всякого, кто осуждает её, вступить также в круг.
Поверье гласило, что тот, кто решался вступить в венок с ложными наветами, неминуемо был наказан: мать – сыра земля так ударит его, что он упадет без чувств и после долго еще не сможет оправиться.
В этот день мать – сыра земля, по древним поверьям, даёт исцеление незрячим.
Приложив с намоленного места горсть земли к глазам, человек испытавший все страдания темноты, порой обретает счастье – увидеть белый свет.
Сердечные боли также начинали лечить с горсти земли.
Брали землю с того места, к которому был привязан человек, и прикладывали ее к сердцу.
Матери в этот день присыпают у косолапящих детей след,
приговаривая, чтобы поступь ребёнка была пряма, чтобы мать – сыра земля дитя прямо поставила на ноги.
Мать – Сыра Земля представлялась воображению славянина живым существом.
Травы, цветы, кустарники и деревья, поднимавшиеся на её могучем теле, казались ему пышными волосами; каменные скалы принимал он за кости, цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из её недр вода.
«Земля сотворена, яко человек», – повторяется об этом, в несколько измененном виде, в одном из позднейших летописных памятников: «камение – яко тело имать, вместо костей, корение имать – вместо жил, древеса и травы – вместо власов былие, вместо крови – воды»...
Рождавшая все плоды земные богиня плодородия испытывала, по народному слову, не одно счастливое чувство материнства.
Мучимая жаждою – она пила, струившуюся с разверзавшихся над её лоном небес, дождевую воду, содрогалась от испуга при землетрясениях, чутким сном засыпала при наступлении зимней стужи, прикрываясь от неё лебяжьим покровом снегов; вместе с приходом весны, с первым пригревом зачуявшего весну солнышком, пробуждалась она – могучая – к новой плодотворящей жизни, на радость всему живому миру, воскресшему от своих зимних страхов при первом весеннем вздохе земли.
Ходит и в наши дни цветистая-красная молва о том, что и теперь есть чуткие к вещим голосам природы, достойные её откровения люди, слышащие эти чудодейные вздохи, с каждым из которых врывается в жаждущую тепла и света жизнь вселенной могучая волна творчества.
Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам народа-пахаря, не даст хлеба – не то что досыта, а и впроголодь.
Больные, мучимые «лихоманками» –
лихими сестрами, выходят в поле чистое, бьют поклоны на все четыре стороны света белого, причитаючи:
«Прости, сторона, Мать-Сыра-Земля!»
Болящие «порчею»
падают наземь на перекрестках дорог, прося Мать-Сырую-Землю снять напущенную лихим человеком болесть.
«Чем ушибся, тем и лечись!» – говорит народная Русь.
И вот – советуют знающие старые люди выносить тех, кто ушибся-разбился, на то самое место, где приключалась такая беда, и молить землю о прощении.
«Гой, земля eси сырая,
Земля матерая,
Матерь нам eси родная!
Всех eси нас породила,
Воспоила, воскормила
И угодьем наделила;
Ради нас, своих детей,
Зелий eси народила
И злак всякой напоила»...
Сегодня желательно пройтись босыми ногами по земле.
Эти нехитрым способом вы почерпнёте у нее силы, необходимые вашему организму.
Дружись с землёй: от земли вшел, земля кормит, в землю пойдешь.
Огонь – царь, вода – царица, земля – матушка, небо – отец, ветер – властелин, дождь – кормилец, солнце – князь, луна – княгиня.